Эффективность работы врача зависит от самых простых вещей…
Ахмед Азизов,доктор медицинских наук,профессор.
—У Фаины Раневской, — спрашивает её старая подруга, — как ты считаешь, медицина делает успехи?
— А как же. В молодости у врача мне каждый раз приходилось раздеваться, а теперь достаточно язык показать.
Не редко пациенты жалуются, что один врач ставит один диагноз, другой врач другой, в одних лабораториях одни результаты, в других другие……Больные начинают перепроверять, консультироваться у разных специалистов. Казалось бы по логике, одна голова хорошо, две лучше….или, в двух лабораториях показали разные результаты, сдал в третью и установил истину. К сожалению, так не всегда получается…,чем больше перепроверяешь, тем больше запутываешься.
А, что же вовсе не сдавать анализы? Нет, конечно. Ведь ни один врач не обходится без предварительного обследования, проведения анализов, для выявления болезни, постановки диагноза и проведения эффективного лечения. Урологи, венерологи и андрологи не исключение.
Результат не всегда выходит однозначный. Одни пациенты довольны своим врачом, качеством лечения, а другие не очень….. Отчего же это зависит? В первую очередь от того, правильно ли готовят пациента к предстоящим анализам, и как их берут. Конечно, для точного ответа важна и квалификация врача лаборанта, и оборудование на чем проводится исследование, и способы доставки материала с места взятия ( кабинет врача, процедурная…) до места проведения исследования ( лаборатория).
Положительный результат исследования на инфекции передающиеся половым путем не всегда означает, что тут же надо проводить лечение и особенно по принципу возбудитель инфекции передающиеся половым путем- соответствующий антибиотик. Особенно сложности возникают при установлении излеченности и выборе дальнейшей тактики при обнаружении микоплазм, уреаплазм, гарднерелл и других патогенов после проведенной терапии. Не всегда однозначно можно трактовать, когда посев на микрофлору выявляет сапрофиты, микробы и так присутствующие в мочеполовом тракте.
Использование различных методов диагностики, сопоставление результатов с данными анамнеза и результатами обследования партнера, грамотная интерпретация результатов анализов клиницистом, поможет избежать таких ошибок как: гипердиагностики с нежелательной длительной антибактериальной терапией, так и гиподиагностики с отсутствием адекватного лечения.
Например, уролог постоянно берет материал для проведения диагностических исследований из уретры (мазки, отпечатки, соскобы), исследует 1,2, 3 порцию мочи, секрет простаты, сперму.
Перед тем, как больному назначить время (чаще всего это, на следующий день утром), когда он должен придти на сдачу анализов, на проведение различных других исследований,проводится инструктаж по утренним повседневным гигиеническим процедурам. Мужчина должен воздержаться от утреннего мочеиспускания или же соблюдать перерыв 4 и более часов после последнего мочеиспускания, иначе со стенок слизистой мочеиспускательного канала струей мочи смывается то, что может быть взято на исследование (слизь, секрет уретральных желез, сок простаты, в которых содержатся лейкоциты, эпителиальные клетки, различные микроорганизмы, составляющие гной или другие уретральные выделения).
При скрытых формах инфекций, латентном, хроническом течении воспалительного процесса в исследуемом материале не всегда присутствуют возбудители инфекций, передаваемых половым путем в достаточном для обнаружения их количестве, особенно когда мужчина практикует незащищенный секс с различными партнершами. Потому прибегают к различным формам провокаций, повторных исследований, посеву на различные среды. Отсутствие трихомонад, гонококков, других возбудителей инфекций, передающихся половым путем, в ответе анализа еще не означает, что человек здоров. И дело не в квалификации лаборанта, не в оснащении и возможностях лаборатории данного медицинского учреждения, хотя все это, конечно, имеет большое значение в выявлении той или иной инфекции. Лаборант в том поле зрения (их он может посмотреть десяток) микроскопа не обнаружил микроба. Или его вовсе нет там (в данном материале, доставленном в лабораторию), или его так мало, что он не попал в поле зрения исследователя.
Отсутствие микроба в исследуемом материале может быть при старой хронической инфекции. Когда микробы скрыты глубже, спрятаны (в эпителиальных клетках, в фагоцитах, макрофагах, нейтрофилах, в простейших, в тех же трихомонадах и т. д.), для их активации, выхода на поверхность необходимо ослабление этих установившихся взаимоотношений макро- и микроорганизма, какая-нибудь чрезвычайная ситуация.
Искусственно такая чрезвычайная ситуация часто создается при подозрении на латентные, скрытные формы течения инфекции, для определения излеченности после завершения лечения, при всех сомнительных ситуациях. Это так называемая процедура провокации.
Различают пищевую провокацию, когда пациенту накануне вечером (иногда несколько дней подряд) предлагают прием острой, соленой пищи, специй, алкогольных напитков (чаще пиво, сухое вино). Медикаментозная провокация проводится также накануне вечером (иногда 1-2 дня подряд) в основном инъекцией: пирогенала, гоновакцины, инстилляций в мочеиспускательный канал различных местно-раздражающих растворов.
После провокации, особенно медикаментозной, нередко повышается температура тела, появляется ломота в мышцах, суставах, боли в области половых органов, в пояснично-крестцовом отделе, внизу живота, появляются или усиливаются выделения из уретры, в исследуемом материале же выявляются те или иные возбудители.
Для исследований может производиться забор ,как уретрального содержимого из ладьевидной ямки и дистальных отделов уретры, так и клеточного материала со стенок уретры на предметное стекло. Исследование проводят в нативном виде, сразу нанося на теплое предметное стекло для выявления трихомонад или высушивая и в дальнейшем окрашивая. Наилучшее расположение клеток для микроскопии - плотное, в один слой, потому при взятии мазка стараются наносить его тонким ровным слоем на предметное стекло. Слишком «толстый» мазок плохо пропускает через себя свет, клетки флоры наслаиваются друг на друга.
Для люминесцентной микроскопии материал рекомендуется брать на специальные деколированные (закрашенные, с прозрачными «глазками») предметные стекла, помещая исследуемый материал только в определенные зоны (для удобства просмотра, экономии реактивов и возможности различных вариантов окраски материала, расположенного на одном стекле).
Для проведения бактериологических исследований или для выявления возбудителей методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) материал - соскоб - берется в специальные контейнеры со средой.
Наиболее простым способом получения материала является его отжимание из дистальных отделов уретры на предметное стекло. Для этого проводится продольное отжимание уретры (возможно с предварительным поперечным массажем для увеличения количества клеток со стенок) со всего протяжения, где уретра пальпируется (от области промежности). Количество материала, которое можно получить данным способом (при отсутствии выраженного воспалительного процесса), крайне незначительное.
В таких случаях содержимое уретры можно получить с помощью различных приспособлений (желобоватый зонд, ложка Фолькмана, специальные одноразовые ершики, щеточки, зондики). Их использование вызывает гораздо более выраженные болевые ощущения и травматизацию уретры. Для наименее травматичного и наименее болезненного получения материала, рекомендуется перед введением в уретру смачивать инструмент в стерильном физиологическом растворе. Остаточные капли раствора при малом количестве или высокой густоте содержимого уретры способствуют разжижению материала и более ровному его нанесению на предметное стекло.
Исследование мазков, соскоба уретральных выделений, осадка мочи, сока простаты, спермы, как в нативном виде, так и после окраски различными красителями, наиболее часто метиленовой синью, по Грамму, Романовскому-Гимзе остается одним из простых, широко распространенных методов диагностики гонореи, трихомониаза, гарднереллеза, кандидоза и т.д.
Для выявления таких микроорганизмов, как хламидии, микоплазмы, уреаплазмы, цитомегаловирус и другие вирусные инфекции, которые трудно выявляются при обычной световой микроскопии, применяются: иммунофлюоресцентный, иммуноферментный, метод ДНК-зондов, ПЦР и другие реакции.