Задержка полового развития
Ахмед Азизов,доктор медицинских наук, профессор
Мужчины, еще в школе испытывавшие трудности при попытке заговорить с нравящейся девочкой, нередко уже во взрослой жизни оказываются перед «непреодолимыми» проблемами эротического и сексуального общения.
Отсутствие навыков, которых они не получили в процессе становления сексуальности, не позволяет правильно провести платоническое общение с партнершей, гармонично перевести его в эротический контакт и завершить сексуальной близостью.
Очень часто, отсутствует истинное сексуальное влечение, умение программировать и корригировать свое поведение в процессе общения с партнершей, вследствие чего, контакт с женщиной обречен на неудачу. При более подробном разговоре с врачом, выясняется, что еще в детстве любопытство, связанное с полом, и полоролевые игры, либо были меньше выражены, либо отсутствовали полностью. Оно сочеталось с искаженными представлениями в становлении полового самосознания ребенка, что влекло за собой неверное формирование его половой роли во всех остальных сферах общения.
Как правило, задержка психосексуального развития своевременно не осознается детьми, а родителями и педагогами воспринимается как показатель правильного воспитания.
К специалисту-сексологу, психотерапевту эти пациенты попадают в пубертатный период, когда эта задержка становится более заметной. Когда полоролевые игры, свойственные детям 5—7 лет, вследствие нарушения коммуникации, переносятся на школьные годы.
В основном же, асинхронии полового развития выявляются при первом возникновении сексуальных расстройств, задолго до которых обычно уже имелись нарушения платонической и эротической коммуникации с женщинами при отсутствии проблем общения с ними как с товарищами.
Задержка психосексуального развития, заключающаяся в отставании сроков становления сексуальности от возраста, так же как и соматосексуальная задержка, может обусловливаться соматогенными, психогенными, социогенными факторами.
Наиболее частой соматической причиной задержки полового развития являются расстройства эндокринной системы. Вызванные ими задержки психосексуального развития достаточно тяжелы и с трудом поддаются коррекции. Сложные эндокринные нарушения могут приводить к асексуальности, т.е. полному выпадению сексуальных компонентов в психическом развитии личности.
Психогенная задержки полового развития может быть связана с нарушением общего психического развития или быть изолированной . Общее физическое и соматосексуальное развитие при этом может происходит правильно и соответствовать возрастным нормам. Чаще всего психогенная задержка психосексуального развития обусловливается психопатией и патологическим развитием личности, в основном астенического, психастенического, истероидного, шизоидного типов.
Робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, слабость побуждений, замкнутость характерные при этом, способствуют нарушению коммуникации, а эмоциональная лабильность, яркое фантазирование, слабость волевых задержек в сочетании с трудностями общения приводят к формированию и закреплению заместительных и суррогатных форм сексуальной активности. Формируются оторванные от реальности тенденции и установки на всех этапах становления сексуальности. Которые приводят к внутриличностным и межличностным конфликтам и постоянной смене объектов.
Задержанное психосексуальное развитие социогенной природы в большинстве случаев связано с неправильным половым воспитанием, направленным на дискредитацию секса в глазах детей. Постоянный контроль за ребенком, за выбором друзей, изоляция от сверстников, негативизм по отношению к любым проявлениям сексуальности ребенка искажают этапы психо -сексуального развития и деформируют личность.
Задержка психосексуального развития, редко бывают изолированными, чаще сочетаются с другими формами нарушений психического дизонтогенеза. Например, выраженная задержка психосексуального развития может сочетаться с ускорением соматосексуального развития, или наоборот — преждевременное психосексуальное развитие и замедление соматосексуального бывает у одного и того же пациента.
Коррекция при ретардации психосексуального развития должна быть направлена на нормализацию общения и сексуального поведения пациента. Следует использовать с этой целью различные методики психотерапии, коммуникативный, сексуально-поведенческий и сексуально-эротический тренинг, отрабатывая последовательно все стадии сексуального общения — платоническую, эротическую и сексуальную. Рекомендуется также назначение физиотерапии и медикаментозного лечения.